• Главная
  • Виртуальный эффект плацебо — Лечение с помощью VR

Виртуальный эффект плацебо — Лечение с помощью VR

Дополненная реальность становится все более популярной. Это приносит с собой как возможности, так и риски. Пионер виртуальной реальности Джарон Ланье обращается к некоторым из них.

Дополненная реальность становится все более популярной. Это приносит с собой как возможности, так и риски. Пионер виртуальной реальности Джарон Ланье обращается к некоторым из них.

Когда два года назад игровое приложение Pokémon Go появилось на рынке, тема дополненной реальности стала известна более широкой аудитории. Миллионы людей охотились на виртуальных монстров в самых отдаленных местах, которые всего лишь отображались в дополненной реальности на дисплее смартфона. Хотя так же быстро шумиха вокруг «Pokémon Go» стихла. Но приложения дополненной реальности не ограничиваются игровым миром. Возможности использования разнообразны. Защитные очки с технологией AR могут помочь инженерам выявить технические неисправности в машинах, обучать стажеров и помочь людям с расстройствами аутистического спектра, если они того пожелают.

Аналитики консалтинговой компании Digi Capital прогнозируют, что к 2021 году объем рынка приложений AR и VR вырастет до 90 миллиардов долларов. Microsoft представила на рынке свои HoloLens — очки смешанной реальности, Google активировал его сомнительные очки Google Glass для промышленного сектора, а также Amazon возился с Alexa-совместимыми очками для данных. В одиночку технология также создает новые сложности и трудности понимания.

Пионер виртуальной реальности Jaron Lanier выступил с интересным мысленным экспериментом на технологической конференции LiveWorx ИТ-компании PTC в Бостоне: предполагается, что здание компании разрушается, например, вследствие пожара, и часть застрахованных ценностей уничтожается. Но специальный робот заблаговременно сканирует офисное здание и создает карту и специальную трёхмерную модель интерьера. Затем оценщик страховой компании, полиция и руководство собираются вместе, чтобы оценить ущерб. При этом они сравнивают фактическое состояние с AR-представлением своих очков, которое в цифровой форме восстанавливает статус на момент подписания стразового договора. Однако каждая из сторон видит свою версию помещения, поскольку 3D сканирование выполнялось в разное время частными фирмами. Там, где в версии руководства стоит дорогой предмет мебели, в версии страховой компании только пустота. Теперь возникает проблема: какая версия или реальность теперь действительны?

В отличие от виртуальной реальности, предыдущая версия не может быть восстановлена одним щелчком мыши в физической реальности, чтобы объекты снова оказались на своем месте.  Возможно, поддельные новости — это лишь цветочки, и проблема достоверности будет особенно болезненной в VR и AR.

Ланье является одним из отцов-основателей смешанной реальности MR. Первоначально он придумывал виртуальные миры, чтобы компенсировать потерю своей умершей матери и создать альтернативную реальность. Он может оценить потенциал и риски как никто другой. Интернет-критик предостерегает от проблем с конфиденциальностью умных очков, которые «дополняют» не только предметы, но и людей, то есть дополнительную информацию могут показать: возраст, религиозную принадлежность, семейное положение, болезни. «Он пил пиво и был неженатым в течение двух недель». Он находит идею «подхода на основе данных» от баров, «очень унылый», «супер страшный». Проблема заключается в том, что с повсеместным распространением интернет-технологий больше невозможно скрыть определенную информацию коммуникативным способом, но технически разместить ее как голограмму над людьми, как если бы вы наводили мышь на объект.

Ланье написал книгу «Десять причин, почему вам нужно стереть учетные записи в социальных сетях сейчас» и призывает к обратной парадигме: вы не должны просто расширять круг других людей, чтобы получить информационное преимущество. Добавление дополнительной информации должно осуществляться с согласия соответствующего лица. Это может быть сложно реализовать на практике, но это важная этическая основа для обсуждения. Человек — это не объект, данные которого можно получить, например, как информацию о продукте.

Как и с любой технологией, здесь есть возможности. В своей книге «Рассвет нового всего: встречи с реальностью и виртуальной реальностью» Ланье представил концепцию лечения пациентов с фантомной болью с помощью дополненной реальности. Идея: пациенты с хронической болью надевают VR шлем и видят потерянные конечности, взаимодействуют с другими людьми в виртуальной реальности, чтобы психические конечности были психически узнаваемы и использовались. Затем терапевт постепенно помогает расслабиться и забыть о боли. Этакий виртуальный эффект плацебо. Идея изначально пришла от коллеги из лаборатории Ланье, которая в 2015 году разработала приложение для обезболивающего лечения на основе аватаров. Ланье сказал в Бостоне, что он добился успеха с пациентами в первых экспериментах. В какой степени дизайн эксперимента воспроизводим и подходит для клинических испытаний, пока неясно. В любом случае, технология имеет большой потенциал для использования в здравоохранении.